Mercedes-Benz › Как скромный Mercedes 190E стал легендарным спорткаром
Mercedes-Benz 190E 2.5–16 Evolution II стал последней ступенью развития мощных 190-х.
Уникальный аэродинамический обвес, великолепный мотор и «продвинутая»
ходовая часть мигом сделали эту машину пределом мечтаний для многих.
Mercedes-Benz 190E, который дебютировал в 1982 году, разошёлся по всему
миру огромным тиражом. Покупателей покоряли отличный дизайн,
привлекательная цена и весьма продуманная и прогрессивная техническая
«начинка». Но мало кто знает, что крайне незначительная часть 190E
обладала по-настоящему бойцовским характером. Их выделяло обычное, но весьма важное число — 16.
А началось всё в далёкие 70-е, когда Mercedes-Benz довольно успешно участвовал в ралли. С появлением 190-й
модели в Штутгарте решили продолжить гоночные традиции и обратились
к известной фирме Cosworth. Англичане помогли немцам с мотором — 2,3-литровая 16-клапанная «четвёрка» в гоночной спецификации выдавала вполне приличные 320 «лошадок».
Увы, все надежды Mercedes-Benz в раллийном чемпионате были
перечёркнуты — у них не было никаких шансов против полноприводных
турбированных Audi Quattro. Но немцы не опустили руки и обратили свой
взор на немецкий кузовной чемпионат DTM. Однако, по регламенту
соревнований, машина должна была иметь дорожную версию.
Долго ждать не пришлось: дебют серийного Мерседеса 190Е 2.3–16
состоялся на автосалоне во Франкфурте в сентябре 1983 года. Cosworth
серьёзно поработала и над «гражданским» мотором — он получил новую
головку блока, которая производилась на заводе фирмы в Великобритании.
Двигатель получился весьма неплохим и развивал 185 лошадиных сил
и 235 Нм крутящего момента, что позволяло 190-му разгоняться до «сотни» всего за 7,5 секунд. Максимальная скорость тоже внушала уважение — 230 км/ч.
Но не только двигателем отличалась «заряженная» версия. Рулевое
управление было более «острым», топливный бак увеличили с 55 до 70
литров, а в стандартное оснащение входил дифференциал повышенного
трения. Появилась система SLS (Self-Leveling Suspension), которая
поддерживала постоянный дорожный просвет под задней осью, а также более
жёсткие амортизаторы спереди. В интерьере бросались в глаза спортивные
сиденья Recaro (причём не только спереди, но и сзади!) и три
дополнительных прибора.
Интересно, что схема переключения передач на дорожной версии 190E 2.3–16
копировала гоночную — первая ступень механической «коробки» Getrag
располагалась не на привычном месте, а влево и вниз от нейтрали. Сделано
это было для более удобного переключения на последующие передачи,
но вот настроить КПП толком не удалось — точно такой же пятиступенчатый
Getrag у главного соперника, BMW M3, работал куда лучше. Впрочем,
мюнхенский ответ быстрому Мерседесу появился только три года спустя.
Результатом всей этой кропотливой работы стали 12 мировых рекордов
скорости в заездах на выносливость. А в 1984 году на церемонии открытия
короткого, «формульного», кольца трассы Нюрбургринг немцы провели заезд
на одинаковых Mercedes-Benz 190E 2.3–16. Выиграл его малоизвестный тогда бразильский паренёк Айртон Сенна (Ayrton Senna), который только дебютировал в Формуле-1.
И объехал в той гонке будущий трёхкратный чемпион таких грандов, как
Ники Лауду (Niki Lauda) и Карлоса Рейтеманна (Carlos Reutemann).
Однако 2,3-литровый «190-й» оказался повержен быстрой «Эмкой» от BMW. И Штутгарт смог достойно ответить: следующей ступенью развития стал Mercedes-Benz 2.5–16,
который сменил предшественника в 1988 году. Вместе с объёмом двигателя
возросло и количество «лошадок» под капотом — их стало 195. Максимальная
скорость увеличилась до 235 км/ч. Хватало и технических новинок, самой
интересной из которых стал «продвинутый» дифференциал повышенного
трения ASD. Благодаря электронному управлению степень блокировки
изменялась с 15% до 100%, что позволяло максимально эффективно
реализовать всю мощь мотора. Сейчас это уже не удивляет, обычное дело.
А двадцать лет назад?
В том же 1988-м руководство приняло решение об официальном выступлении Mercedes-Benz в чемпионате DTM (до этого времени гоночные 190-е
участвовали в кузовных гонках лишь усилиями частных команд). Опыт,
полученный «частниками», а также дебют в гонках более быстрой версии
BMW M3 Evolution требовал от Штутгарта серьёзной подготовки. И в марте
1989 года на автосалоне в Женеве появилась очередная омологационная
версия — Mercedes-Benz 190E 2.5–16 Evolution I.
Двигатель первой Эволюции почти не претерпел изменений: инженеры лишь
уменьшили массы вращающихся деталей и улучшили систему смазки.
Но конструкторы серьёзно поработали над ходовой частью, дабы машина
получилась более конкурентоспособной в DTM. Стали более мощными тормоза,
а систему SLS поставили и на переднюю подвеску, причём водитель мог
менять клиренс тумблером, расположенным в салоне.
Всего было выпущено 502 экземпляра Mercedes-Benz 190E 2.5–16
Evolution I — именно столько требовалось правилами DTM для омологации
гоночной модели. А специально для тех владельцев, кому не хватало
динамики, небезызвестная AMG
подготовила спортивный пакет PowerPack. В комплект стоимостью 18 тысяч
немецких марок входили «злые» распредвалы, увеличенная дроссельная
заслонка, а также более эффективная настройка топливной системы
и зажигания. В сочетании с изменённым «выпуском» всё это обеспечивало
прибавку в 30 лошадиных сил.
Первая Эволюция, к счастью, не стала последней. Прошёл ещё год, и немцы привезли в Женеву Mercedes-Benz 190E 2.5–16 Evolution II, который и стал кульминацией долгого развития «заряженных» версий 190-й модели. Уже в стандартное оснащение второго Эво входил AMG PowerPack. А 235 «лошадок» и 245 Нм крутящего момента позволяли 1300-килограммовому седану достигать 100 км/ч спустя 7,1 секунды и разгоняться до 250 км/ч.
Но не только чистой скоростью запоминался Evolution II. Расчёты
аэродинамики доверили университету Штутгарта, и плодом сотрудничества
стал невероятно агрессивный и красивый обвес работы профессора Ричарда
Эпплера (Richard Eppler) с воистину гигантским задним антикрылом. Заодно
Evo II получил уникальные 17-дюймовые колёса. Столь
сложное «хвостовое оперение» породило популярный в то время анекдот про
шефа BMW: «Если это антикрыло действительно работает, то мы переделаем
свою аэродинамическую трубу!»
Дорожная версия Mercedes-Benz 190E 2.5–16 Evolution II
разошлась тем же тиражом, что и предшественница — 502 автомобиля.
Покупателей не смущала высокая стоимость — машины продавались по цене
115 тысяч 260 немецких марок, а кондиционер опустошал кошелёк ещё
на 4,5 тысячи.
Сейчас большинство Эволюций осело по гаражам коллекционеров, которые
хранят их как зеницу ока, лишь изредка выбираясь на могучих ветеранах
на трек-дни, вызывая неподдельный интерес публики.
И, пожалуй, спасибо Audi за то, что их непобедимые Quattro вытолкнули
Mercedes-Benz из ралли в 80-х. Если бы не программа участия Mercedes в DTM, мир никогда бы не увидел этих великолепных и очень редких версий 190-й модели. И очень много бы потерял…