Что такое HIC и с чем его едят.


HIC - это Head Injury Criteria, критерий тяжести повреждений головы. Его стали использовать за рубежом как примерную оценку травмоопасности автомобилей для головы водителя и пассажира.

    Зачем? Дело в том, что при краш-тестах с манекенами, имитирующими поведение реального человеческого тела (кинематику суставов, массу и упругость отдельных частей тела и т. д.), можно оценить лишь вероятность травмы. А для этого недостаточно максимального значения перегрузки - головной мозг может выдержать кратковременную перегрузку в 150 g (1-2 миллисекунды), а может расплющиться о стенки черепа при замедлении в 100 g, но действовавшем в течение 10-15 мс. Также можно просмотреть Краш тест Мерседеса 190Е ( W201 ) перейдя по ссылке.
    Значит, нужно просуммировать значение перегрузки на опасном этапе удара. В этом и заключается физический смысл критерия HIC - это максимальный интеграл замедления на опасном участке, взятый на отрезке не более 36 мс с неким коэффициентом, который (как и кривая Уэйн-Стейта, на которой базируется метод вычисления HIC) определен в ходе опытов на животных и добровольцах. То есть HIC фактически показывает "дозу поглощенного замедления".

    Какую величину замедления считать опасной, а какую допустимой? Этим вопросом впервые задались военные специалисты, которые после второй мировой войны исследовали воздействие перегрузок на летчиков реактивной авиации. Эксперименты с относительно небольшими перегрузками проводились на добровольцах, а при опасных замедлениях в роли камикадзе выступали свиньи и шимпанзе. Было выяснено, что величина переносимых без риска для жизни и здоровья перегрузок зависит от времени, в течение которого они действуют на организм. Человек способен выдержать большую перегрузку кратковременно, на несколько миллисекунд, или меньшую суммарную величину перегрузки, но действующую дольше.
    Сейчас в мировой практике оценки травмозащищенности головы от перегрузок базируются на так называемой кривой Уэйн-Стейта, описывающей, как пороговое значение перегрузки, при которой не наступает сотрясения мозга, зависит от длительности удара. При анализе выбирается отрезок времени, при котором суммарные действующие перегрузки были максимальны. Например, если перегрузка в 80 g (g — ускорение свободного падения) действовала на человека в течение 3 мс, то, отложив 3 мс на оси абсцисс кривой Уэйн-Стейта и 80 g — на оси ординат, мы получим значение, лежащее ниже пороговой кривой, то есть безопасное (именно это значение упоминается в Правилах пассивной безопасности №12 и 21 ЕЭК ООН).

    Как вычисляется HIC? Эту работу всегда препоручают компьютеру. Тот высчитывает по определенной международными правилами формуле все возможные интегралы на протяжении опасном участке графика замедления головы, а потом выбирает из них наибольший.

    Считается, что значения HIC до 1250 - неопасные, от 1250 до 1500 - говорят о повреждениях средней тяжести, и свыше 1500 - об опасных, смертельных травмах. У лучших автомобилей этот показатель, по данным зарубежных испытаний, лежит в пределах 300-600, у обычных автомобилей - 600-1000.

    Вместе с тем, нельзя однозначно заявить, что автомобиль с меньшим значением HIC более безопасен при фронтальном столкновении, чем автомобиль, у которого HIC больше. И не только потому, что при аварии играют роль и другие опасные ситуации - например, удар по затылку при отскоке или повреждение шейных позвонков при резких вращательных движениях головы после ударов о детали интерьера. Дело в том, что HIC, как и кривая Уэйн-Стейта, носит статистический характер и отображает лишь вероятную оценку травм головы. Так что критерий HIC нужно рассматривать вместе с другими результатами испытаний.